/ Как пошаговые учебники рисования могут сбить вас с пути

Как пошаговые учебники рисования могут сбить вас с пути

Сдерживают ли вас пошаговые учебники рисования?

Существует множество ресурсов по рисованию. Существуют различные школы и курсы, онлайн и офлайн занятия, книги и журналы. Кажется, что в наши дни в нашем распоряжении есть все, чтобы совершенствоваться, прямо под рукой.

Пошаговые учебники являются привычной частью этой системы – мы видим их повсюду, особенно на блогах и сайтах, посвященных техникам изобразительного искусства и творчеству. Честно говоря, некоторые учебники просто великолепны – их глубокий подход и внимание к деталям просто поражают! Можно узнать множество отличных советов, просто наблюдая за тем, как художник создавал свои работы.

В качестве образовательного ресурса учебники по рисованию кажутся увлекательными. Обычно их довольно легко понять благодаря небольшим порциям информации для каждого шага. Кроме того, их можно воспринимать визуально. Они используют замечательную особенность человеческого разума – способность учиться, повторяя чужие действия.

Многие начинающие художники начинают свой творческий путь с изучения многочисленных обучающих материалов, уделяя особое внимание поглощению информации и практике. Кажется, что в этом способе нет ничего плохого, но он может завести художника в ловушку.

Вы чувствуете, что копирование пошагового процесса других художников мешает вам добиться реального прогресса?

В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы пошаговых руководств. Я также поделюсь несколькими ключами к эффективной и сбалансированной практике.

Стоит отметить, что тема этой статьи неоднозначна. Существует множество нюансов, и каждая ситуация уникальна. Смысл этой статьи в том, чтобы вызвать размышления и, надеюсь, сделать ваш процесс обучения более быстрым и эффективным.

Плохие стороны учебников по рисованию

“Это единственный и неповторимый способ”

Проще говоря, учебник – это набор инструкций по выполнению какой-либо задачи. Его цель – дать нам базовое понимание того, как преобразовать что-то сложное в набор более мелких и простых частей. Эта последовательность шагов должна быть представлена как визуально, так и логически. При этом учащийся будет уверен, что следование этому процессу…

  • достижимая задача,
  • приведет к желаемому результату.

В случае с рисованием этот метод представляет собой одновременно преимущество и недостаток: учебники конкретны.

Это означает, что у нас есть конкретная тема/объект, который мы собираемся изучать, конкретное расположение, светотеневой рисунок, цветовые сочетания, текстуры и т.д. Даже художественные принадлежности совершенно конкретны для каждого урока!

Всегда существует множество возможных способов нарисовать ту или иную вещь, в зависимости от условий освещения, окружения, расположения, позы и других переменных.

Иными словами, мы можем увидеть, как конкретный человек демонстрирует свой конкретный способ нарисовать что-то в учебнике. Но единственный ли это способ? Является ли он самым эффективным?

Опасность учебников заключается в том, что следование им в точности, как они есть, может создать изолированный, ограниченный стиль мышления – точно так же, как если бы каждый предмет требовал отдельного набора уникальных действий. Однако правда ли, что, например, рисование рыбы полностью отличается от рисования цветка?

Этот риск реален, поскольку у художника может сложиться восприятие практики, которая в действительности является лишь пустой тратой времени без особого реального прогресса.

Наиболее эффективная форма обучения учит художника системе, которая включает в себя техники, их связь с основными принципами рисования и способ принятия определенных решений на основе этой связи. Эта система может быть применена к любому предмету, который вы пожелаете.

Если художник слишком привязан к пошаговому методу, то простое изменение позы объекта может оставить его без понятия о том, как его рисовать.

На изображении ниже вы найдете иллюстрацию этой идеи: допустим, начинающий художник воспользовался учебником, чтобы узнать, как нарисовать утку, но не смог понять, как применить к птице какие-либо изменения. В результате получается повторение одной и той же утки, с той же позой, штриховкой и т.д.

Также этому изображению не хватает композиционного баланса и атмосферной перспективы, что можно легко исправить, просто практикуясь в основах.

Утки на пруду рисунок

Выглядит ли это изображение правдоподобно?

Конечно, этот пример экстремальный, поэтому не стоит воспринимать его слишком серьезно. Однако несбалансированная привязанность к пошаговым руководствам может привести к аналогичным результатам.

Как избежать этого подводного камня?

Во-первых, лучший способ научиться рисовать – это начать с основ. Они являются основой для настоящего художественного развития.

Узнайте о линии, форме, значении – и о том, как использовать эти знания в своей практике. Также важно освоить основы перспективы и композиции. Рисование – сложный навык, поэтому будьте готовы изучать несколько взаимосвязанных “дисциплин”

Во-вторых, рисуйте с натуры, выполняйте простые упражнения, тренируйте свои навыки наблюдения и анализа. Это поможет вам намного больше, чем простое копирование учебников, в которых рассказывается только о советах и приемах.

Во-вторых, черпайте из жизни.

Мне говорили, что 80{c241f8f3db61813af4d3164117f8f406b6fdfe2b7de60ce9251e993be653ac04} успеха – это умение художника наблюдать, а техническое умение рисовать – только 20{c241f8f3db61813af4d3164117f8f406b6fdfe2b7de60ce9251e993be653ac04}. Хотя мы не можем доказать достоверность этого процента, может быть полезно подумать над этой концепцией.

Практика, сосредоточенная на наблюдении, поможет вам выработать навык видеть внутреннюю и внешнюю структуру различных объектов. Вы обнаружите совпадения и сходства между многими вещами, которые раньше казались никак не связанными между собой. Следуя по этому пути, вы постепенно станете независимым. Тренируя свои навыки наблюдения, вы’ также улучшите свою способность рисовать в воображении.

“Я не могу этого понять!”

Давайте будем объективны, не каждый учебник достаточно четко объясняет процесс. Некоторые инструкции приблизительны или грубы. Они не дают никаких подсказок об основных принципах рисования. Они дают лишь иллюзию знаний, которые невозможно понять и полностью трансформировать в личный опыт.

Ниже приведен мой вариант знаменитого мема “как нарисовать сову”. Это в какой-то степени забавно, но основная идея вполне практична – мы начинаем с базовых форм. Однако после первого шага что-то идет не так…

How to draw an owl meme

“Я не могу найти именно тот учебник, который мне нужен”

Еще одна проблема, связанная с пошаговыми учебниками. Иногда мы’ ищем учебник по определенной теме, но не можем найти именно то, что нам нужно.

Например, если художник ищет инструкцию о том, как нарисовать сову, имея в виду ушастую сову, а находит только уроки по рисованию снежной совы, решить эту задачу без навыка рисования с наблюдения может быть довольно сложно.

Эта ситуация является несколько непреодолимой; обе птицы технически являются совами, но их внешний вид различается.

Не имея необходимых навыков, художник остается зависимым от кого-то, кто может быть достаточно добр, чтобы создать необходимый учебник. Однако какой смысл учиться рисовать таким образом, если это не дает никакой реальной свободы творчества?

Хорошая новость заключается в том, что мы можем стать уверенными и по-настоящему независимыми в своих навыках рисования, не полагаясь на пошаговые учебники по рисованию!